ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ LMS (СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ) КАК ЧАСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ СПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: статья посвящена проблемам, с которыми пришлось столкнуться организациям, в которых автор принимал активное участие во внедрении LMS. В материале рассматриваются наиболее актуальные проблемы. На основании обобщения опыта автором даются общие рекомендации по совершенствованию работы с LMS.

Ключевые слова: LMS, электронное обучение, дистанционное обучение, смешенное обучение, электронная информационная образовательная среда.

Пандемия COVID, а затем и СВО бросили новые вызовы образовательному сообществу. Образование вынуждено перешло на дистанционное обучение, которое многие образовательные организации использовали впервые. Это потребовало от учителей и учеников адаптации к новым условиям и использования новых технологий.

Целью данной работы является выявление проблем внедрения систем управления курсами, основанной на опыте работы в двух образовательных организация СПО Курской области.

В 2021 году, распоряжением правительства РФ были установлены приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации. Целью было обозначено обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью. [1]

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач, в контексте данной стать интерес вызывают следующие:

повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

предоставление равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся.

Выполнение данных задач невозможно без использования электронных образовательных ресурсов, на базе которых реализовывается электронное обучение.

Одним из технологических решений для реализации электронного обучения являются Learning Management Systems (LMS) – системы управления обучением, позволяющие управлять образовательной программой, оценивать успешность обучения; LMS — это программное обеспечение для создания системы дистанционного обучения (СДО). Одна из самых известных зарубежных разработок – Moodle; наиболее известной отечественной платформой является Ispring.

Пройдя путь от чатов в мессенджерах до переноса части учебного процесса в СУО, педагогическое сообщество прошло длинный путь, преодолев переходный период всего за один учебный год.

Однако в ходе этого периода, переосмысления некоторых аспектов образовательного процесса, как педагоги, так и административный персонал столкнулись с рядом проблем.

Основными проблемы внедрения систем управления обучением связаны с недостаточным пониманием потребностей пользователей, отсутствием эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса, недостаточной подготовкой педагогов к использованию новых технологий, а также с недостаточной технической поддержкой и сложностью адаптации существующих учебных материалов к новым платформам.

Системы управления курсами были неверно восприняты как инструмент дистанционных образовательных технологий, что не удивительно, ведь эти понятия очень близкие по содержанию, но в отличие от электронного обучения дистанционные образовательные технологии могут быть реализованы без применения информационно-телекоммуникационных сетей, например, за счет возможностей обычной почты.

Отсюда возникает одна из первых, системны проблем – электронное обучение было воспринято как временное явление, как некая форма допустимого на время пандемии. Нежелание части педагогов участвовать в формировании курсов на электронных платформах, наполнением их лекционным, демонстрационным и тестовым материалом.

Однако, при этом совершенно упускалось из виду, что оставляющими ИКТ-компетентности педагога, в частности, являются создание информации; размещение информации; организация коммуникации в ЭИОС [2].

Данная проблема частично была преодолена административными мерами: разъяснением и назначением лиц, которые выступали в качестве службы поддержки, помогая освоить новые технологии, формы и виды создания информации.

Далее, на начальных этапах эксплуатации LMS, организации столкнулись с использованием лишь части функционала, а именно только модулей, позволяющих осуществить проверку ведения конспектов. СДО превратилась в файлообменник куда студенты загружали фотографии переписанных конспектов. Результативно это ничем не отличалось от использования чатов.

Потребовалось некоторое время и административно-технические усилия, дабы провести некоторую методическую работу. Учитывая форсированное внедрение, в первую очередь велась работа по созданию модулей тестирования, а уже после уделялось внимание наполнению курсов лекционным материалом.

В одной из рассматриваемых образовательных организаций была создана закрытая группы в соцсетях, где преподаватели могли задать вопросы и быстро получить на них ответы. В зависимости от сложности вопроса ответы давались или в текстовом виде, или посредством записи видео-уроков.

Такой подход дал свои результаты, всё большее число педагогов оценило возможности системы по проверке знаний учащихся, а также по накоплению и систематизации информации по своим предметам.

Однако качество создаваемой информации находится на весьма среднем уровне. По-прежнему можно встретить сканы или вообще фотографии страниц книг, элементы «переписать и прикрепить фото конспекта», иллюстрации очень низкого качества и малое количество интерактивного материала.

Следующей проблемой становившейся на пути внедрения СУО стала кажущаяся высокая стоимость развёртывания систем.

В 2020 году перед одной из образовательных организаций стоял вопрос: «разворачивать свою систему или пытаться использовать сторонние ресурсы». Было принято решение о разворачивании пилотной версии на имеющемся оборудовании с использованием свободного ПО. В частности, в качестве ОС был выбран Ubuntu server 20, а LMS – самая распространённая система управления электронными обучающими курсами — Moodle. Само же оборудование, на котором разворачивалось ПО и которое успешно справлялось со своими задачами последующие 2 года, представляло из себя обычный офисный ПК.

Система успешно выдержала испытание работой более 500 пользователей одновременно при прохождении тестирования.

Таким образом, никаких значительных финансовых затрат учебное заведение, на этапе развёртывания и запуска не понесло.

С течением времени появилась новая особенность, с началом нового учебного года у части курсов менялись преподаватели, и количество курсов начало неоправданно расти. Вместо совершенствования уже созданных курсов создавались новые, что нивелировало работу, проделанную ранее по наполнению курсов и созданию информации. Сложилась ситуация, при которой методическую работу преподавателю приходилось начинать с чистого листа.

Данный вопрос довольно быстро решен, т.к. находится в административно-технической плоскости. Всё что потребовалось – более тесное взаимодействие подразделений организации.

На ряду с созданием информации и наполнением курсов на преподавателей легла ещё одна функция – управление студентами «посещающими» предмет в LMS. В начале такое решение казалось оправданным, однако по мере роста нагрузки на преподавателей добавление пользователей могло затянуться на недели. Это совершенно не отвечало принципу оперативности к которому привыкли все пользователи электронных информационных систем.

Выходом из данной ситуации стала полная передача менеджмента пользователями техническим сотрудникам организации. Преподавателям и/или студентам оставалось лишь сообщить о прецеденте в соответствующую службу.

В завершении отметим необратимость прогресса применения смешанной модели обучения в системе СПО [3], которая в свою очередь потребует различных технологических решений, в т.ч. LMS.

На основании вышеизложенного, опираясь на собственный опыт и опыт своих коллег, можно рекомендовать следующее:

1. При проведении курсов повышения квалификации сместить фокус с использования большого количества различных ресурсов, на качество графической подачи материала. Больше уделить внимания UI-дизайну, инфографике.

2. Выделить в учебных организациях технических специалистов и вменить им поддержку пользователей с как можно более быстрым откликом.

3. Педагогическому сообществу в лице инициативной его части консолидировать усилия по выработке и обсуждению возможностей применения LMS, повышения качества материалов, обмену опытом, а возможно и готовыми модулями между организациями.

Список использованных источников

1.      Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

2.      Авдеева С. М. и др. О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог.» // Психологическая наука и образование, Vol. Т. 21, No. № 4, 2016. pp. C. 40–49.

3.      Блинов В. И., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда, No. № 1, 2021.

Опубликовано: ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ: Материалы VI научно-практической конференции им. Н.П. Левашкевича / [Под ред. Жердева Н.В. и др.] – Курск – 2023 г., 495 с. С. 328